НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НА БЕТОННЫЕ РАБОТЫ
Бородин В.А. — главный специалист Департамента технического регулирования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)
Для обеспечения безопасности должны соблюдаться требования (статья 6) Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
— национальных стандартов и сводов правил, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений;
— документов по стандартизации, включенных в перечень, утверждаемый Национальным органом Российской Федерации по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений;
— для случаев, когда требования надежности и безопасности не установлены национальными стандартами и сводами правил или объективно требуются отступления от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, проектирование и строительство осуществляется в соответствии со специальными техническими условиями (СТУ), разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В документах по стандартизации есть стандарт и свод правил:
■ стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы испытаний и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, упаковке, маркировке;
■ свод правил — документ в области стандартизации, в котором
содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется в целях соблюдения требований технических регламентов.
Стандарт разрабатывается профильным техническим комитетом (ТК), по своей инициативе или по заказу Росстандарта, проходит общественное обсуждение и принимается решением ТК. Утверждается Росстандартом.
Свод правил разрабатывается при отсутствии стандарта по заказу Минрегиона России (при софинансировании НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ), проходит общественное обсуждение и экспертизу ТК. Утверждается Минрегионом.
В общем случае стандарты и своды правил — документы добровольного применения. Становятся обязательными в случае, если:
включены в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень документов в области стандартизации, применение которых обеспечивает соблюдение требований Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений»;
включены в условия договоров;
отражены в проектной документации, получившей положительное решение экспертизы.
- — Национальные стандарты и своды правил, включенные в перечень документов обязательного применения подлежат ревизии и внеобходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем каждые пять лет (часть 6 статьи 6 Технического регламента 384-ФЗ)
- Документы в области стандартизации, включенные в перечень документов добровольного применении подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем один раз в пять лет (пункт 5 статьи 16-1 ФЗ «О техническом регулировании»
- Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не ПОЗДНЕЕ 1 ИЮЛЯ 2012 года осуществляет актуализацию сводов правил (СНиПов) и включенных в перечень обязательных документов
75 СНиПов — актуализированы и приняты Приказами Минрегиона России в 2010-2012 годах. Тексты большинства СП — размещены на сайте НОСТРОЙ. Поручения главы Минрегиона обеспечить подготовку актуализированных СНиПов к официальному изданию и одновременно в подготовить предложения по актуализации самого Перечня национальных стандартов и сводов правил, утвержденных распоряжением Правительства РФ № 1047-р, не выполнены.
Анализируя динамику разработки национальных и межгосударственных стандартов в строительстве в период с 2005г. по 2012г, ясно прослеживается увеличение количества стандартов и сводов правил после принятия изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» в 2007 году и Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Уровень гармонизации принимаемых межгосударственных и национальных стандартов растет.
По поручению Правительства РФ от 16 июня 2010 г. № ИШ-П9-4012 и Минрегиона России о включении Еврокодов на альтернативной основе в доказательную базу «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» были проведены:
■ Анализ существующих фондов международных и региональных стандартов (сводов правил) в области строительства
■ Анализ состояния дел в РФ в области стандартизации и нормирования в строительстве, в т.ч. в части гармонизации с международными и европейскими стандартами
■ Анализ опыта внедрения Еврокодов в ЕС, в т.ч. положений
Руководства L Еврокомиссии «Внедрение и использование Еврокодов»
■ Анализ опыта гармонизации систем технического нормирования в
области строительства в Республике Беларусь, Республике Казахстан,
Украине
■ НОСТРОЙ, Н0П и НОИЗ разработана комплексная Программа мероприятий, которая предусматривает «пакетную» разработку сводов правил на основе Еврокодов с национальными приложениями и их адаптацию на национальном уровне, а также актуализацию CНиПов с учетом международных и европейских стандартов.
Комплексная программа мероприятий по внедрению Еврокодов, предусматривает «пакетную» разработку сводов правил на основе Еврокодов с национальными приложениями, их адаптацию на национальном уровне, а также внедрение новых программ обучения и модернизацию испытательной
базы. Программа одобрена 02.12.2010 на совместном заседании Президиума коллегии Минрегиона России и Общественного Совета при Минрегионе России и положена в основу Плана, утвержденного в апреле 2011г. министрами стран-членов Таможенного союза, отвечающими за строительство, в т.ч. Минрегионом России.
Минрегионом России совместно с национальными объединениями строителей, изыскателей и проектировщиков в 2010-2012 г.г. переведено 42 Еврокода разработано 33 Национальных приложения. В Национальных приложениях учтены национальные особенности климатические, грунтов, сейсмоопасности.
Национальное Приложение может содержать информацию о тех параметрах, которые в Еврокоде оставлены открытыми для национального выбора и именуются Национально определяемыми параметрами, предназначенными для проектирования зданий и инженерных сооружений в данной стране, т.е.:
- значения и (или) классы, заданные в Еврокоде альтернативными,
- значения, которые следует использовать в тех случаях, когда в Еврокоде заданы только символы,
- специальные данные о стране (географические, климатические и т.п.), например, карта районирования значений веса снегового покрова,
- выбор методики расчетов, если в Еврокоде заданы альтернативные методики,
- рекомендации по применению справочных приложений,
- ссылки на не противоречащую дополнительную информацию, помогающую пользователю применять Еврокод.
Этапы работ по внедрению Еврокодов:
- Перевод Еврокодов
- Техническое редактирование
- Сопоставительный анализ
- Разработка национальных приложений
- Проведение сопоставительных расчетов для объектов
- Принятие Еврокодов в виде российских сводов правил
- Перевод, техническое редактирование стандартов ЕН, поддерживающих Еврокоды (более 1500 ЕН), разработка гармонизированных ГОСТ
Текущее состояние и перспективы реализации Программы внедрения Еврокодов теперь будет определять Минстрой. Необходимо выполнить:
■ Перевод, техническое редактирование и принятие поддерживающих стандартов EN
■ Внедрение учебных программ
■ Модернизация испытательной базы
■ Проведение сопоставительных расчетов для объектов
■ Принятие Еврокодов в виде российских Сводов Правил.
В настоящее время ведется работа по разработке третьего поколения Еврокодов на основании мандата Еврокомиссии М/466:
- Основная задача — «упрощение» Еврокодов:
— Повышение однозначности понимания требований, установленных в Еврокодах
— Максимально возможное исключение альтернативных требований
— Исключение требований, которые не находят широкого практического применения
- Также, исполнение мандата на разработку нового поколения Еврокодов включает:
— Новые требования к расчетам и проектированию
— Разработку новых частей существующих Еврокодов
— Разработку новых Еврокодов по: оценке существующих зданий, для
конструкции со стеклом, для использования в конструкциях полимерных материалов, для мембранных структур, в целях повышения требований к прочности
- 2013 год — подготовительные работы
- V 2013 — 2020г.г. — разработка нового поколения Еврокодов, причем проекты Еврокодов для обсуждения должны быть готовы в октябре 2015 года.
Проблемы применения Еврокодов:
- Необходимость учета интересов российских предприятий строительного комплекса при заключении Соглашения о сотрудничестве между Европейским комитетом по стандартизации(СЕН) и Госстандартом (в части лицензионных платежей (роялти), отмены соответствующих национальных стандартов и норм, участия российских специалистов в разработке Еврокодов)
- Необходимость соблюдения всех этапов применения Еврокодов (прежде всего, проведения сопоставительных расчетов)
- Введение обоснований установления дополнительных национальных приложений с учетом особенностей территории РФ и существующих технических (технологических) требований
- Установление четкого правового алгоритма применения Еврокодов на альтернативной основе
- Необходимость координации работ стран-членов Таможенного союза по разработке пакета стандартов, поддерживающих Еврокоды.
Нормативная база Системы стандартизации НОСТРОЙ:
■ Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»
Статья 13. К документам в области стандартизации относятся: стандарты организаций
Статья 17. Стандарты организаций, в том числе …, саморегулируемыхорганизаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно …
Часть 4 статьи 16-1. Допускается применение … стандартов организаций для оценки соответствия требованиям технических регламентов
■ Градостроительный Кодекс Российской Федерации:
Статья 55.1. Содержанием деятельности СРО является разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 Кодекса (в т.ч. стандартов СТО)
Статья 55.5, ч.2. СРО вправе разработать стандарт, устанавливающий в соответствии с законодательством о техническом регулировании правила выполнения работ, требования к результатам таких работ, системе контроля за выполнением таких работ
Статья 55.5, ч.1. СРО обязана разработать и утвердить документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований стандартов СРО.
Статья 55.13. СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования…не реже чем один раз в год. СРО вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов…
В межгосударственной системе стандартизации
В межгосударственной системе стандартизации в 2013 году были введены в действие в сфере выполнения бетонных работ:
1. ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия».
- ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности».
- ГОСТ 23732-2011 «Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия».
- ГОСТ 10180-2012 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам».
5. ГОСТ 17624-2012 «Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности».
- ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».
- ГОСТ 31914 -2012 Бетоны высокопрочные тяжелые и мелкозернистые для монолитных конструкций. Правила контроля и оценки качества.
Были разработаны и утверждены изменения к СТО ПОСТРОЙ 2.6.54-2011 «Конструкции монолитные бетонные и железобетонные. Технические требования к производству работ, правила и методы контроля», в части внесения дополнительных требований по применению добавок при приготовлении бетонных смесей.
Система стандартизации НОСТРОЙ: стандарты и рекомендации НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ). Программой стандартизации НОСТРОЙ предусмотрены также разработка Национальных приложений к Еврокодам, межгосударственных стандартов, строительных норм и правил, актуализация СНиП и разработка сводов правил.
В настоящее время принято 123 стандарта и рекомендации НОСТРОЙ. В разработке 72 СТО (Р). Разработаны и находятся в разработке (через дробь) СТО на следующие комплексы стандартов:
■ по организации строительного производства (9/1)
■ по строительству крановых путей (2/0)
■ по фасадным, кровельным системам и ограждающим конструкциям (10/4)
■ на строительные конструкции (металлические, деревянные, каменные) (2/7)
■ на конструкции бетонные и железобетонные монолитные и сборно-монолитные (9/5)
■ на внутренние инженерные сети и системы (11/7)
■ на объекты использования атомной энергии (9/5)
■ по строительству объектов связи, электросетевого хозяйства и газоснабжения (0/6)
■ по дорожному и мостовому строительству (44/5)
■ по монтажу инженерно-технического оборудования зданий и сооружений и монтажу промышленного технологического оборудования (7/7)
■ измерение геометрических параметров зданий и сооружений (I/O)
■ по освоению подземного пространства (5/7)
■ по земляным, свайным работам и закреплению грунтов (3/0)
■ по рейтинговой оценке соответствия и менеджменту качества (3/0)
■ по сельскохозяйственному строительству (3/2)
■ по сооружениям тепловых агрегатов (печи, трубы) (3/0)
Наличие в условиях договоров строительного подряда и условиях конкурсов на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования стандартов, в том числе единых для СРО стандартов НОСТРОЙ. полностью соответствует законодательству Российской Федерации, и позволит обеспечить:
- выбор надежной подрядной организации, работающей по современным стандартам, контролируемым СРО;
- повышение ответственности (в т.ч. имущественной) при реализации контракта;
- получение экономических преимуществ (в т.ч. в части прямого снижения финансовых (до 5%) и временных затрат (до 13%) на строительство);
- внедрение современных инновационных технологий и материалов в строительстве;
- повышение качества и безопасности объектов капитального строительства и строительных работ.
Национальное объединение строителей заключило соглашения о разработке и применении совместных стандартов с Национальным объединением проектировщиков и Национальным объединением изыскателей.
Уже заканчивается разработка первых совместных стандартов, в том числе:
СТО НОСТРОЙ/НОП 2.7.141-2013 «Восстановление и повышение несущей способности железобетонных плит перекрытий и покрытий. Проектирование и строительство. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ»,
СТО НОСТРОЙ/НОП 2.7.143-2013 Повышение сейсмостойкости существующих многоэтажных каркасных зданий. Проектирование и строительство. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ»,
СТО НОСТРОЙ/НОП 2.9.142-2013 «Восстановление и повышение несущей способности кирпичных стен. Проектирование и строительство. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ».