НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НА БЕТОННЫЕ РАБОТЫ

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НА БЕТОННЫЕ РАБОТЫ

Бородин В.А. — главный специалист Департамента технического регулирования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)

Для обеспечения безопасности должны соблюдаться требования (статья 6) Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

— национальных стандартов и сводов правил, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений;

— документов по стандартизации, включенных в перечень, утверждаемый Национальным органом Российской Федерации по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений;

— для случаев, когда требования надежности и безопасности не установлены национальными стандартами и сводами правил или объективно требуются отступления от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, проектирование и строительство осуществляется в соответствии со специальными техническими условиями (СТУ), разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В документах по стандартизации есть стандарт и свод правил:

■ стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы испытаний и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, упаковке, маркировке;

■ свод правил — документ в области стандартизации, в котором

содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется в целях соблюдения требований технических регламентов.

Стандарт разрабатывается профильным техническим комитетом (ТК), по своей инициативе или по заказу Росстандарта, проходит общественное обсуждение и принимается решением ТК. Утверждается Росстандартом.

Свод правил разрабатывается при отсутствии стандарта по заказу Минрегиона России (при софинансировании НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ), проходит общественное обсуждение и экспертизу ТК. Утверждается Минрегионом.

В общем случае стандарты и своды правил — документы добровольного применения. Становятся обязательными в случае, если:

включены в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень документов в области стандартизации, применение которых обеспечивает соблюдение требований Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений»;

включены в условия договоров;

отражены в проектной документации, получившей положительное решение экспертизы.

  • — Национальные стандарты и своды правил, включенные в перечень документов обязательного применения подлежат ревизии и внеобходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем каждые пять лет (часть 6 статьи 6 Технического регламента 384-ФЗ)
  • Документы в области стандартизации, включенные в перечень документов добровольного применении подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем один раз в пять лет (пункт 5 статьи 16-1 ФЗ  «О техническом регулировании»
  • Уполномоченный   федеральный   орган   исполнительной   власти    не ПОЗДНЕЕ 1 ИЮЛЯ 2012 года осуществляет актуализацию сводов правил (СНиПов) и включенных в перечень обязательных документов

75 СНиПов — актуализированы и приняты Приказами Минрегиона России в 2010-2012 годах. Тексты большинства СП — размещены на сайте НОСТРОЙ. Поручения главы Минрегиона обеспечить подготовку актуализированных СНиПов к официальному изданию и одновременно в подготовить предложения по актуализации самого Перечня национальных стандартов и сводов правил, утвержденных распоряжением Правительства РФ № 1047-р, не выполнены.

Анализируя динамику разработки национальных и межгосударственных стандартов в строительстве в период с 2005г. по 2012г, ясно прослеживается увеличение количества стандартов и сводов правил после принятия изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» в 2007 году и Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Уровень гармонизации принимаемых межгосударственных и национальных стандартов растет.

По поручению Правительства РФ от 16 июня 2010 г. № ИШ-П9-4012 и Минрегиона России о включении Еврокодов на альтернативной основе в доказательную базу «Технического регламента о безопасности зданий  и сооружений» были проведены:

■    Анализ существующих фондов международных и региональных стандартов (сводов правил) в области строительства

■    Анализ состояния дел в РФ в области стандартизации и нормирования в строительстве, в т.ч. в части гармонизации с международными и европейскими стандартами

■    Анализ   опыта   внедрения   Еврокодов   в   ЕС,    в   т.ч.    положений
Руководства L Еврокомиссии «Внедрение и использование Еврокодов»

■    Анализ  опыта   гармонизации  систем технического  нормирования  в
области строительства в Республике Беларусь, Республике Казахстан,
Украине

■    НОСТРОЙ, Н0П и НОИЗ разработана  комплексная   Программа мероприятий, которая предусматривает «пакетную» разработку сводов правил на основе Еврокодов с национальными приложениями и их адаптацию на национальном уровне, а также актуализацию CНиПов с учетом международных и европейских стандартов.

Комплексная программа мероприятий по внедрению Еврокодов, предусматривает «пакетную» разработку сводов правил на основе Еврокодов с национальными приложениями, их адаптацию на национальном уровне, а также внедрение новых программ обучения и модернизацию испытательной
базы. Программа одобрена    02.12.2010  на совместном заседании Президиума коллегии Минрегиона России и Общественного Совета при Минрегионе России и положена в основу Плана, утвержденного в апреле 2011г. министрами стран-членов Таможенного союза, отвечающими за строительство, в т.ч. Минрегионом России.

Минрегионом России совместно с национальными объединениями строителей, изыскателей и проектировщиков в 2010-2012 г.г. переведено 42 Еврокода разработано 33 Национальных приложения. В Национальных приложениях учтены национальные особенности климатические, грунтов, сейсмоопасности.

Национальное Приложение может содержать информацию о тех параметрах, которые в Еврокоде оставлены открытыми для национального выбора и именуются Национально определяемыми параметрами, предназначенными для проектирования зданий и инженерных сооружений в данной стране, т.е.:

  • значения и (или) классы, заданные в Еврокоде альтернативными,
  • значения, которые следует использовать в тех случаях, когда в Еврокоде заданы только символы,
  • специальные данные о стране (географические, климатические и т.п.), например, карта районирования значений веса снегового покрова,
  • выбор методики расчетов, если в Еврокоде заданы альтернативные методики,
  • рекомендации по применению справочных приложений,
  • ссылки на не противоречащую дополнительную информацию, помогающую пользователю применять Еврокод.

Этапы работ по внедрению Еврокодов:

  • Перевод Еврокодов
  • Техническое редактирование
  • Сопоставительный анализ
  • Разработка национальных приложений
  • Проведение сопоставительных расчетов для объектов
  • Принятие Еврокодов в виде российских сводов правил
  • Перевод, техническое редактирование стандартов ЕН, поддерживающих Еврокоды (более 1500 ЕН), разработка гармонизированных ГОСТ

Текущее состояние и перспективы реализации Программы внедрения Еврокодов теперь будет определять Минстрой. Необходимо выполнить:

■          Перевод, техническое редактирование и принятие поддерживающих стандартов EN

■          Внедрение учебных программ

■          Модернизация испытательной базы

■          Проведение сопоставительных расчетов для объектов

■          Принятие Еврокодов в виде российских Сводов Правил.

В настоящее время ведется работа по разработке третьего поколения Еврокодов на основании мандата Еврокомиссии М/466:

  • Основная задача — «упрощение» Еврокодов:

—                          Повышение однозначности понимания требований, установленных в Еврокодах

—                          Максимально возможное исключение альтернативных требований

—                          Исключение требований, которые не находят широкого практического применения

  • Также, исполнение мандата на разработку нового поколения Еврокодов включает:

—           Новые требования к расчетам и проектированию

—           Разработку новых частей существующих Еврокодов

—           Разработку новых Еврокодов по: оценке существующих зданий, для
конструкции со стеклом, для использования в конструкциях полимерных материалов, для мембранных структур, в целях повышения требований к прочности

  • 2013 год — подготовительные работы
  • V 2013 — 2020г.г. — разработка нового поколения Еврокодов, причем проекты Еврокодов для обсуждения должны быть готовы в октябре 2015 года.

Проблемы применения Еврокодов:

  • Необходимость  учета интересов российских предприятий строительного комплекса при      заключении Соглашения о сотрудничестве между Европейским комитетом по стандартизации(СЕН) и Госстандартом (в части лицензионных платежей (роялти), отмены соответствующих национальных стандартов и норм, участия российских специалистов в разработке Еврокодов)
  • Необходимость соблюдения всех этапов применения Еврокодов (прежде всего, проведения сопоставительных расчетов)
  • Введение обоснований установления дополнительных национальных приложений с учетом особенностей территории РФ и существующих технических (технологических) требований
  • Установление четкого правового алгоритма применения Еврокодов на альтернативной основе
  • Необходимость координации работ стран-членов Таможенного союза по разработке пакета стандартов, поддерживающих Еврокоды.

Нормативная база Системы стандартизации НОСТРОЙ:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»

Статья 13. К документам в области стандартизации относятся: стандарты организаций

Статья  17. Стандарты организаций, в том числе …, саморегулируемыхорганизаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно …

Часть 4 статьи 16-1. Допускается применение … стандартов организаций для оценки соответствия требованиям технических регламентов

■  Градостроительный Кодекс Российской Федерации:

Статья   55.1. Содержанием деятельности СРО является разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 Кодекса (в т.ч. стандартов СТО)

Статья 55.5, ч.2. СРО вправе разработать стандарт, устанавливающий в соответствии с законодательством о техническом регулировании правила выполнения работ, требования к результатам таких работ, системе контроля за выполнением таких работ

Статья 55.5, ч.1. СРО обязана разработать и утвердить документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований стандартов СРО.

Статья 55.13. СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования…не реже чем один раз в год. СРО вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов…

В межгосударственной системе стандартизации

В межгосударственной системе стандартизации  в 2013  году  были введены в действие в сфере выполнения бетонных работ:

1. ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия».

  1. ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности».
  2. ГОСТ 23732-2011   «Вода для  бетонов  и  строительных растворов. Технические условия».
  3. ГОСТ   10180-2012   «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам».

5.     ГОСТ   17624-2012   «Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности».

  1. ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».
  2. ГОСТ 31914 -2012 Бетоны высокопрочные тяжелые и мелкозернистые для монолитных конструкций. Правила контроля и оценки качества.

Были разработаны и утверждены изменения к СТО ПОСТРОЙ 2.6.54-2011 «Конструкции монолитные бетонные и железобетонные. Технические требования к производству работ, правила и методы контроля», в части внесения дополнительных требований по применению добавок при приготовлении бетонных смесей.

Система стандартизации НОСТРОЙ: стандарты и рекомендации НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ). Программой стандартизации НОСТРОЙ предусмотрены также разработка Национальных приложений к Еврокодам, межгосударственных стандартов, строительных норм и правил, актуализация СНиП и разработка сводов правил.

В настоящее время принято 123 стандарта и рекомендации НОСТРОЙ. В разработке 72 СТО (Р). Разработаны и находятся в разработке (через дробь) СТО на следующие комплексы стандартов:

■    по организации строительного производства (9/1)

■    по строительству крановых путей (2/0)

■    по фасадным, кровельным системам и ограждающим конструкциям (10/4)

■    на строительные конструкции (металлические, деревянные, каменные) (2/7)

■    на конструкции бетонные и железобетонные монолитные и сборно-монолитные (9/5)

■    на внутренние инженерные сети и системы (11/7)

■    на объекты использования атомной энергии (9/5)

■    по строительству объектов связи, электросетевого хозяйства и газоснабжения (0/6)

■    по дорожному и мостовому строительству (44/5)

■    по монтажу инженерно-технического оборудования зданий и сооружений и монтажу промышленного технологического оборудования (7/7)

■    измерение геометрических параметров зданий и сооружений (I/O)

■    по освоению подземного пространства (5/7)

■    по земляным, свайным работам и закреплению грунтов (3/0)

■    по рейтинговой оценке соответствия и менеджменту качества (3/0)

■    по сельскохозяйственному строительству (3/2)

■    по сооружениям тепловых агрегатов (печи, трубы) (3/0)

Наличие в условиях договоров строительного подряда и условиях конкурсов на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования стандартов, в том числе единых для СРО стандартов НОСТРОЙ. полностью соответствует законодательству Российской Федерации, и позволит обеспечить:

  • выбор надежной подрядной организации, работающей по современным стандартам, контролируемым СРО;
  • повышение ответственности (в т.ч. имущественной) при реализации контракта;
  • получение экономических преимуществ (в т.ч. в части прямого снижения финансовых (до 5%) и временных затрат (до 13%) на строительство);
  •  внедрение современных инновационных технологий и материалов в строительстве;
  • повышение    качества    и    безопасности    объектов    капитального строительства и строительных работ.

Национальное объединение строителей заключило соглашения о разработке и применении совместных стандартов с Национальным объединением проектировщиков и Национальным объединением изыскателей.

Уже заканчивается разработка первых совместных стандартов, в том числе:

СТО НОСТРОЙ/НОП 2.7.141-2013 «Восстановление и повышение несущей способности железобетонных плит перекрытий и покрытий. Проектирование и строительство. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ»,

СТО НОСТРОЙ/НОП 2.7.143-2013 Повышение сейсмостойкости существующих многоэтажных каркасных зданий. Проектирование и строительство. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ»,

СТО НОСТРОЙ/НОП 2.9.142-2013 «Восстановление и повышение несущей способности кирпичных стен. Проектирование и строительство. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ».