НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ДОРОЖНОГО БЕТОНА

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ДОРОЖНОГО БЕТОНА

Эккель С.В. — технолог ЗАО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ»

1. Для монолитного дорожного бетона особенно важна сохраняемость свойств готовой бетонной смеси со временем транспортирования и технологических перерывов, сохраняемость её удобоукладываемости, удобообрабатываемости и содержания вовлечённого воздуха.

Потеря удобообрабатываемости смеси может привести к появлению разрывов на поверхности, разделяющих монолитный слой на блоки, к появлению трещин, условно — отделочных, технологических, вызываемых внешними сдвиговыми усилиями при обработке (отделки) поверхности уже схватывающейся уплотнённой бетонной смеси, образующей блочную структуру (рис. 1-3).

Такие трещины, в отличие от усадочных трещин, относительно неглубоких, глубиной несколько мм, могут распространяться вглубь уложенного слоя на несколько см и представлять серьёзную опасность для долговечности покрытия или основания.

Такие технологические трещины опасны тем, что, часто, они не видны в процессе укладки, когда они заполнены жидкой фазой цементного теста, и проявляются, раскрываются только со временем (на следующий день или позднее).

Сохраняемость всех перечисленных свойств готовой бетонной смеси со временем должен обеспечивать состав бетона (ГОСТ 27006-86, ГОСТ 7473-2010 и ГОСТ 26633-91), при соблюдении выбранной технологии работ.

Важно отметить, что быстрая потеря удобоукладываемости бетонной смеси со временем косвенно свидетельствует также о возможном снижении морозостойкости бетона: факторы, определяющие быстрое схватывание цементного теста и бетонной смеси, как правило, снижают эффективность

 

воздухововлекающей добавки  (типа СНВ) и способствуют образованию недостаточно морозостойкой поровой структуры бетона.

 

По этой причине, не только из-за образования блочной структуры бетона, не рекомендуется исправлять интенсивную потерю удобоукдадываемости и удобообрабатываемости бетонной смеси со временем добавлением воды на ЦБЗ пли другим изменением подобранного состава бетона без соответствующего обоснования.

В настоящее время кинетика изменения подвижности. удобообрабатываемости бетонной смеси и содержания в ней вовлечённого воздуха со временем транспортирования, характеризующая сохраняемость свойств бетонной смеси для дорожного бетона, нигде не нормируется.

В связи с важностью указанных требований к бетонной смеси для строительства монолитных цементобетонных покрытии и оснований, целесообразно внести соответствующие изменения в ГОСТ 7473-2010. Например, указать, что уменьшение подвижности бетонной смеси для дорожного бетона после танспортирования не должно превышать 1-Зсм (30%). объёма вовлечённого воздуха в смеси для бетона покрытий — 1-2% (относительных 25%), повышение жесткости — 10-15 сек (20%).

Можно также рекомендовать истребителям готовой бетонной смеси указывать необходимые требования к сохраняемости свойств готовой бетонной смеси в договоре-заказе.

В настояние время вся ответственность за качество бетона лежит на строителях, которые должны определять ее необходимые свойства бетонной смеси и бетона, в том числе, совместимость цемента с применяемыми химическими добавками, но возможность использования заполнителей с вредными компонентами и примесями и пр. на стадии подготовки к строительству, при подборе состава бетона и на стадии пробного бетонирования.

2. Особые требования к дорожному бетону (бетону покрытой автомобильных дорог и аэродромов) по морозостойкости — это требование к морозостойкости в присутствии хлористых антиобледенителей, по 2-ому базовому методу ГОСТ 10060-95.

Здесь важно иметь в виду, что марка бетона по морозостойкости — это минимальное проектное число циклов замораживания-оттаивания, когда не наступает нормированное стандартом разрушение основных образцов бетона.

Марка — это минимальный проверочный, выбраковочный критерий. Она не в полной мере и не всегда может определить морозостойкость дорожного бетона как свойство, как характеристику долговечности покрытия или основания. Для этого следует при испытании на морозостойкость. довести бетон до разрушения, определить минимальное количество циклов замораживания-отгаивания (не заданное проектом, а абсолютное), когда наступает разрушение основных образцов бетона (по критериям ГОСТ 10060).

Например, дорожный бетон конкретного состава может соответствовать проектной марке F200 и, одновременно, после ИМ) циклов замораживания-оттаивания, терять нормируемые 5% прочности или 3% массы, шелушиться или растрескиваться, т.е., разрушается Бетон другого состава также может соответствовать проектной марке 1200. но, при том, выдерживать без признаков разрушения, например, 700 стандартных циклов замораживания-оттаивания (по 2-ому  базовому  методу  ГОСТ 10060 95),

Естественно, более долговечным, более морозостойким является бетон второго состава, хотя оба соответствуют одной и той же марке по морозостойкости.

Такие испытания, до признаков разрушения (до снижения прочности бетона на 5% и более по сравнению с серией контрольных образцов, до снижения массы на 3% и более, до появления трещин, отколов, шелушения рёбер и граней), предусматривают изготовления большего количества основных образцов и более длительных и затратных испытаний. Такие испытания не требуются при текущем контроле, когда определяется проверочный, выбраковочный критерий морозостойкости бетона, но они необходимы при оценке эффективности новых материалов и технологий, предполагающих проведение сравнительных испытаний с существующими лучшими образцами (составами бетона и технологиями), или при проведении обосновывающих исследований возможности применения несоответствующих стандартам материалов.

Следует также обратить внимание на испытание бетона на морозостойкость по третьему ускоренному методу ГОСТ 10060-95 (ГОСТ 10060-2012), при замораживании образцов бетона в 5% водном растворе хлорида натрия при минус 50°С и оттаивании в нём же при плюс 20°С, широко распространённом из-за коротких сроков испытания. Здесь, для корректного выполнения испытаний, важно контролировать температуру среды, в которой замораживают и оттаивают образцы бетона, раствора хлорида натрия, а не воздуха в климатической или морозильной камере.

 

 
Помощь в подборе добавки для бетона